О воровстве…

voinov tattoo

Сергей Войнов

Профессиональный мастер татуировщик. Окончил живописное отделение  Художественного училища им П.А.Власова в 2000г. Татуирует с 1996года. Член Ассоциации Профессиональных Татуировщиков Постоянно работает в Петербурге. В работе предпочитает индивидуальный подход…

Есть такая крылатая фраза в России: «…въехать в рай на чужом х..ю»….

Хочется мне вспомнить сегодня о воровстве, и поделиться мыслями по этому поводу…. У меня всегда складывалось впечатление, что с давних пор воровству пытались приписать черты героические. Из детства вспоминаются сказки и легенды…. Иван Царевич со своим подельником- Серым Волком воруют молодильные яблоки, перья жар-птиц и чужих невест… а в конце, честь им и слава! Прометей умыкает у богов огонь, аргонавты тырят руно… Немалое число всяких народных героев, вымышленных и не очень, построили свой героический образ на воровстве. Чего, например стОит Ананси, укравший яйца у тигра (оба!). И всегда подобные деяния логично пытаются оправдать. Либо воруют у заведомого злодея, у которого и украсть не грех. Невероятно, но воруют даже у богов или потусторонних существ! Ведь украсть у НИХ, значит хоть немного к НИМ приблизиться! Или даже несколько опустить их до своего уровня…. Заманчивая мысль разбогатеть за чужой счет греет многих и по видимому   достаточно давно. За это время даже появилась точка зрения, что воровство это тоже труд и нелегкий. Сколько сил и мысленной энергии нужно сгенерировать чтобы привнести в жизнь эти «400 сравнительно честных способов отъема денег у населения». А уж сколько фильмов снято про Робин-Гудов и прочих друзей Оушена! И всегда, абсолютно всегда наиболее героическим считается воровство крупное и яркое, ибо только в этом случае из него можно сделать легенду. Еще бы! Укравший у старухи пенсию или обокравший ребенка вызывает только гнев и осуждение, хотя по сути эти деяния абсолютно равнозначные. Так, по видимому устроен обывательский мозг…. Украсть у царя и не попасться почетно, а у нищего и красть особо нечего, где тут героизм?Но несомненно в мире существуют и люди патологически честные, не взявшие чужого ни разу. Да, они бывают, как это не парадоксально. … Как правило на этом факте они строят свое положительное мнение о самих себе, в своих же собственных глазах. Есть среди них настолько ленивые, что им проще работать понемножку, в авантюры не впадать и тихо себя жалеть… что не родился богатым, например. К таким иногда и я себя отношу…

А теперь плавно переходим к среде творческой….И воровству в ней. Здесь совсем темный лес! Слово «плагиат» в нынешнем значении началО употребляться в XVII веке — кражу литературной собственности называли «plagium litterarium», а литературного вора называли плагиатором (лат. plagiator). Русский вариант происходит от французского plagiat — «плагиат, подражание». Во Франции в средние века похитителей детей называли плагиаторами. Этот факт наиболее показательный, на мой взгляд. Ребенок, так же беззащитен, как и литературное или художественное творение. В него вложено много сил и любви. А тот кто пытается его присвоить… Иногда думаешь: ‘Лучше ему не жить!’…. Ну а каких мыслей может заслуживать тот, кто украл Вашу книгу или картину не полностью? Однако, тут не следует путать с понятием плагиата понятие научной или художественной преемственности. Ну или развитие произведений творчества и научных идей, потому что любые продукты науки или искусства так или иначе основаны на ранее существовавших концепциях… Похоже, в этом и можно найти оправдание. И по видимому многие там его и находят. В силу того что я являюсь татуировщиком, мне иногда случается видеть показательные

проявления такой преемственности именно в этой области. Среди мастеров этого ремесла немало настоящих художников, ярких творческих личностей, имеющих свой стиль и видение. Такие люди неминуемо обрастают подражателями, и это не их вина. Мне, особенно отвратительны те подражатели, которые пытаются скопировать полностью существующие работы. Похоже, что этих людей заботят только деньги… И хотя как правило они оправдываются тем что «так захотел клиент», всем вокруг понятно, что такому мастеру просто нечего предложить, что он, по сути пустая скорлупа и поэтому вынужден пользоваться плодами чужих трудов. Хотя наверно на самых первых, ученических этапах развития, когда манит именно сам практический момент выполнения работы, такое поведение может быть простительным. Но вот те, кто называет себя профессионалом и сложившимся мастером, по моему мнению, не должны опускаться до копирования чужих работ. Хотя и здесь у меня возникает вопрос: Как быть с, так называемым, реализмом в татуировке?Эскизной основой для таких работ часто служат всем известные фотографии или репродукции картин. Может ли художник, нарисовавший дизайн обложки компьютерной игры посчитать себя обворованным, увидев татуировку с таким изображением? Наверно может. И здесь чаще всего оправданием (очень косвенным) служит разница в прикладном применении изображения. Отсюда напрашивается вывод: Тырить эскизы у собратьев по цеху, а также копировать их работы совсем не почетно, а вот взять например картину Рембрандта или Рериха и перенести ее в татуировку совсем другое дело! И здесь опять хочется вспомнить про воровство у богов. Такие вопросы часто посещают меня. И порой я отвечаю на них сам себе по разному. Видимо и я не чужд обывательской  и низменной склонности разбогатеть за чужой счет, поскольку часто смотрю на чужие работы и вижу потом их явное влияние в своих рисунках. Отсюда мне хочется сделать некий вывод: Похоже не всем быть Рембрандтами, да и Самохин только один…. Но и эти мастера появились не вдруг, каждый из них прошел длинный путь. И я уверен что на разных этапах на каждого из них также оказывало влияние творчество других людей. И здесь пожалуй самое главное- попытка сказать нечто свое, и это не обязательно должно быть нечто революционное и никем доселе невиданное. В действительности такое вряд ли возможно. Свет нового видения может быть разным. Добавить что-то свое в создании эскиза по давно заезженной теме, что-то свое в передаче на коже всем известной фотографии актера… Именно стремление привнести в мир творчества индивидуальность и отличает творческую личность от ремесленника- бездумного копировальщика. Чего всем мастерам и хочется пожелать!

Меню